Как вести учет торговли на маркетплейсах в 1С
Торговля через маркетплейсы с каждым годом набирает оборот. По официальным данным Wildberries, за 2022 год на маркетплейсе было успешно продано 1.9 миллиардов товаров, что на 81% больше, чем в предыдущем году. Это огромный рынок, на котором каждый день за внимание покупателя бьются тысячи участников.
Сотрудничество с торговыми площадками позволяет продавцам:
-
увеличить количество потенциальных покупателей;
-
расширить территорию продаж;
-
получить необходимую рекламу;
-
пользоваться удобными складскими и транспортными услугами.
Продавцу не нужно содержать магазины, палатки, склады, т.к. торговля ведётся дистанционно через пункты выдачи маркетплейсов. Примерами самых популярных маркетплейсов являются Wildberries, Lamoda, Ozon, Яндекс Маркет и проч.
Отношения между продавцами и торговыми площадками регламентируются комиссионными договорами. То есть, для реализации своих товаров организация-поставщик (комитент) привлекает торгового посредника — торговую площадку (комиссионера), который за свои услуги получает денежное вознаграждение.
Для ведения торговли через маркетплейс селлеру необходимо зарегистрироваться на интернет-ресурсе и представить необходимые документы (и заплатить регистрационный взнос, если речь идет о Вайлдберриз). С этого момента становится доступным создание аккаунта. После проверки предоставленных документов подписывается договор, и открывается доступ в личный кабинет.
Для поставки товара в личном кабинете формируются накладные. Товар поступает на склад комиссионера. Оплата от покупателя поступает на счёт маркетплейса, затем перечисляется им на счёт продавца за вычетом комиссии и иных платежей за услуги. Здесь же формируются отчёты комиссионера.
Программа 1С:Управление торговлей позволяет удобно и полноценно вести учёт комиссионной торговли. Для этого необходимо настроить функциональность. Поставим в настройках флаг на строчке «Комиссионные продажи» («НСИ и администрирование» – раздел «Продажи»).
После этого станут доступными документы для работы с маркетплейсами:
-
реализация: товары, услуги, комиссия — для отражения операций по передаче товара на склад комиссионера. Для передачи товаров используется не счёт выручки 90.01, а счёт 45 «Товары отгруженные». Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ, п.1 ст.39 НК РФ, счёт-фактуру для торговой площадки составлять не нужно;
Есть нюанс по формированию книги продаж. Так как реализация производится физическим лицам, счета-фактуры не создаются (п.7 ст.168 НК РФ). Согласно п. п. 1.13 Правил ведения книги продаж, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.12.2011. № 1137, создаётся документ «Сводная справка по розничным продажам». Именно данные из этого документа попадают в книгу продаж.
Как уже говорилось ранее, торговые площадки помимо услуг, связанных с реализацией товара, дополнительно выставляют счета и акты за хранение и доставку. Такие операции отражаются как стандартные услуги, оказываемые поставщиками.