«Не буду за него работать!». Отказы при совместительстве
Как заменить временно отсутствующих сотрудников для обеспечения бесперебойной работы компании, мы освещали здесь.
Но что делать, если сотрудник, которому придётся заменить отсутствующего коллегу, отказывается это делать? С точки зрения законодательства, он имеет полное право на такой отказ.
Руководитель, конечно, не должен доводить ситуацию до кризиса, грозя санкциями и увольнением. Возможно, «заменяющий» сотрудник просто не до конца понимает круг новых обязанностей, не может оценить все плюсы и минусы ситуации. Здесь всем сторонам важно прийти к компромиссу.
Что можно предпринять?
Один из способов избежать такой ситуации — закрепить в должностной инструкции работника, что он исполняет обязанности коллеги в период временного отсутствия последнего на рабочем месте. В этом случае работодатель даже освобождается от доплаты работнику, так как это работа будет выполняться в рамках заключённого трудового договора. Данная позиция подтверждается письмом Роструда от 24.05.2011. № 1412-6-1.
Благоприятный климат в коллективе всегда положительно отражается на результатах работы компании, поэтому важно поддерживать его.
При обсуждении графика отпусков обычно учитываются пожелания работников, но также и требования руководства по необходимому присутствию на рабочем месте в определённые периоды. Например, вряд ли главному бухгалтеру уместно планировать отпуск в период подготовки и сдачи отчётности (апрель, июль и т.д.). Зато в другие месяцы его может подменить другой бухгалтер, или сам руководитель.
Считаем, что важным моментом является наличие необходимых компетенций у сотрудников, чтобы они могли заменять отсутствующих. Поддерживайте обучение, получение новых знаний как путём наставничества внутри коллектива, так и в сторонних учебных центрах за счёт работодателя. Возможность получить новые навыки (или даже профессию) — отличный мотиватор для работников.
Все эти меры помогут избежать негатива при совместительстве.